«Эллины всегда приносили общее в жертву частному, нациями жертвовали для общин, а общинами - для отдельных лиц. Их идеалом была созерцательная жизнь без труда, часто переходящая в праздность. В религиозном отношении эллины сначала низвергли богов до человека, а затем и вовсе их отвергли. Они любили зрелище борьбы обнаженных юношей и представляли полный простор человеческой мысли во всем его страшном великолепии.
Римляне воспитывали детей в почтении к отцу, граждан - в почтении к государству, и всех - в почтении к богам. Они ничего не спрашивали и ничего не уважали, кроме полезной деятельности, и требовали, чтобы каждый миг своей короткой жизни человек отдавал труду, у них даже дети должны были скромно завёртываться в своё платье. У них считался худым гражданином тот, кто хотел жить не так, как другие, и из отвлечённых идеалов только стремление к величию родины не считалось пустым.
читать дальшеСупружеский союз, эта основа всякого общежития, у эллинов и италийцев был одинаково отмечен нравственностью и благопристойным характером, одинаково требовалось единожёнство и единомужие.
Но у римлян власть мужа, и особенно отца, получила несравненно большее развитие, чем у эллинов.
У эллинов, род, т.е. союз потомков одного и того же родоначальника, получил сильное значение по отношению к государству, и имел очень мало власти и влияние на каждого отдельного члена.
У италийцев, особенно у римлян, наоборот: пред сильно развившеюся идеею государства роды совершенно не сохранили своего значения, но в полной степени сохранили его по отношению к отдельным лицам. Это выразилось, между прочим, и в том, что у римлян родовое имя осталось главным, наиболее употребляемым, и рядом с ним личные имена имели мало значения, были очень малочисленны и просты, иногда и вовсе не употреблялись в общежитии.
У эллинов же, наоборот, личные имена пышны, громки, разнообразны, а родовые рано вышли из употребления.
В отношении к рабам римляне сурово проводили принцип их бесправия, а греки рано внесли в рабство смягчения.
В области религии общее в своей основе верования у эллинов и у латинов развились совершенно самостоятельно.
У эллинов - упорство живых образов, олицетворённые боги.
У римлян – одна отвлеченность, одна идея, зато эта идея признавалась почти во всём, почти повсюду. Не только одни крупные явления или великие силы природы обожествлялись для римлян: римлянин чтил всё, что духовно, и всякому бытию, и человеку и лесу, и реке, и государству, даже таким действиям, как пахание, ограждение границ, заложение городов и т. п. он придавал как бы душу и чтил её. И такого рода религиозность надолго овладела умами, как свидетельствует вся история Рима, с силой ещё большей, чем почтение к человекоподобным богам у греков.
В развитии искусства особенно далеко разошлись эллины и латины.
У латинов искусство долго оставалось на такой низкой степени, как у народов, не имеющих никакой культуры.
У эллинов же поэзия и ваяние быстро достигли такой высоты, какой никогда уже более не достигали: эллины научились рано ценить вдохновляющее могущество и пользоваться им.(Т. Моммзен «История Рима»)